Scroll to top

Семинары от победителей и призеров Фестиваля «Лучшие образовательные практики ТГУ» 2017

В сентябре 2018 года состоялись три семинара от победителей и призеров Фестиваля «Лучшие образовательные практики ТГУ» 2017 года: «Диалог в образовании: за и против»,» Образование, которое не оставляет равнодушным», «Знание дается практикой».

Поскольку каждый семинар был организован по принципу «надпредметности», победители и призеры представляли не собственно образовательную практику, а скорее авторский метод решения общих педагогических задач в университете. К поиску решения заявленной «проблемы» могли подключиться все желающие, независимо от своего статуса (студент, преподаватель, представитель административно-управленческого состава НИ ТГУ) и независимо от своей предметной области.

Так, семинары посетили и студенты, и преподаватели, и представители административно-управленческого крыла университета из таких подразделений как: ИЭМ, ФсФ, ФИЯ, ФЖ, ФИПН, ГГФ, ФИТ.

В рамках первого семинара обсуждались возможности использования диалога в обучении, принципы его устройства, разница между «естественным», спланированным и дистанционно-организованным диалогом, трудности организации и его модерирования.

Так, Олег Владимирович Хазанов рассказал слушателям о своей практике «Межрелигиозного диалога», который был создан как место решения конфликтов между представителями различных конфессий Томска, а теперь является полноправной частью основной образовательной программы для студентов НИ ТГУ. Елена Владимировна Ваганова рассказывала о своем опыте организации межъязыкового диалога в рамках экономического круглого стола, о таких методах как buzz group  и т.д.

В ходе второго семинара обсуждались вопросы:

-Как сделать, чтобы студентам было интересно?

— Как сделать так, чтобы студенты были активными участниками на занятиях?

— Как организовать занятия так, чтобы студенты продуктивно развивали компетенции и запоминали учебный материал?

Галина Николаевна Алишина поделилась своей практикой о работе со студентами по методу «студенческого заказа» по непрофильному предмету. «Студенческий заказ к собственному образованию … когда студенты понимают, какие значимые для них цели можно достичь благодаря учебному курсу, его изучение приобретает для них смысл, а «бесполезная» дисциплина становится источником востребованных компетенций».

Ольга Владимировна Харапудченко представила практику организации обучающих экскурсий в исследовательские лаборатории радиофизического факультета в процессе иноязычной подготовки студентов, где экскурсии проводят сами студенты (магистранты для бакалавров) полностью на английском языке.Татьяна Николаевна Жилина рассказала про организацию предметного КВН в рамках курса «Социально-экономической географии». Предметный КВН в рамках курса позволяет привлечь студентов к самостоятельному решению профессиональных проектно-поисковых задач. Также он способствует развитию творческого и профессионального потенциала студентов и усилению мотивации к изучению дисциплины.  В итоге, помимо качественного освоения предметного материала, у студентов развивается комплекс надпредметных компетенций.

В рамках третьего семинара предполагалось обсудить насколько важно, чтобы студенты осваивали новые профессиональные знания и инструменты через практические, деятельностные формы (не говоря уже о том, что компетенции формируются только в действии); какие формы наиболее интересны и эффективны, какие есть трудности в использовании таких форм. Ольга Владимировна Вусович поделилась, как в ходе практических занятий студентам предлагается с помощью инструмента «Стратегия голубого океана» разработать нишу для нового или уже существующего предприятия. Предприятия выбирались на основе потребностей современного студента.  Галина Александровна Сахаревич в своей педагогической практике столкнулась с проблемой, что студенты относятся к своему образованию и тому, что им предлагает преподаватель, очень отстраненно до тех пор, пока не столкнутся с реальными профессиональными задачами. В рамках курса студентам предлагается подготовить материал на актуальную проблемную тему (на выбор), готовый к публикации в реальных городских СМИ (т.е. соответствующий требованиям по форме и содержанию и другим компонентам). В процессе подготовки и защиты своего материала студенты работают в подгруппах при участии менторов и приглашенных лекторов. Таким образом, в ходе курса студенты из своего личного опыта выводят тонкие места и правила профессиональной этики журналиста.

По итогам обсуждения семинаров можно сказать, что, во-первых, любой формат обучения должен быть интересен и содержать какой-то вызов для студента, а также важно, чтобы эти форматы были максимально связаны с будущей профессиональной деятельностью и позволяли студентам стать равным партнером в образовании; во-вторых, что наряду с формированием компетенций и освоением новых знаний у практических форм, есть важная задача создать у студента потребность в знании, проявить дефицит; и в-третьих, что вовлечение в образовательный процесс экспертов из профессионального сообщества, безусловно, плодотворно сказывается на его качестве, но чтобы это реализовать, часто приходится преодолеть множество организационных трудностей.