Scroll to top

Мастер-класс «Problem-Based Learning: как разрабатывать кейсы»

 

21 ноября 2018 года в рамках Фестиваля «Лучшие образовательные практики ТГУ» 2018 состоялся мастер-класс Херко Фонтейн «Problem-Based Learning: как разрабатывать кейсы». Мастер-класс посетило 17 участников из различных подразделений ТГУ.

На данном мастер-классе приглашенный ведущий разобрал с участниками насущную тему, а именно разработку и специфику составления кейсов на основе технологии проблемно-ориентированного обучения.

На первом этапе, необходимо провести оценку интересов внутренних и внешних стейкхолдеров, чтобы преступить к разработке дизайна проблемы. После оценки мы выделяем основные цели и задачи нашего образовательного процесса. Зная особенности цели, мы можем посмотреть на программы и разбить их на курсы. Такая технология, как PBL, может быть ответом или решением какого-либо одного или нескольких курсов, но не целой программы. Так как образовательный процесс все время находится в стадии развития, соответственно и цели с задачами постоянно меняют свое направление, поэтому важно проводить оценку эффективности на каждом этапе, преобразовывая курсы.

От наших целей и задач зависит многое, PBL технология выступает мотиватором для студентов, за счет этого метода лучше всего разрабатываются так называемые soft skills, например, навыки коммуникации или работы в команде.

На ровне с проблемно-ориентированным подходом существуют исследовательски-ориентированный и практико-ориентированный. В отличие от остальных PBL технология позволяет работу с большим количеством студентов, поэтому его выбрали в Маастри́хтском университете и на его основе работают на всех факультетах и подразделениях.

В работе с данной технологией, у Маастри́хтского университета существует четыре основополагающих принципа:

1. Contextual. Первым принципом выступает контекст. Именно он позволяет привнести в содержание аутентичность, студенты с самого начала замотивированы, так как встречаются с проблемами и задачами, с которыми они могут встретиться на рабочем месте. Также это накопительный эффект, когда студенты работают с проблемами, в дальнейшем им проще подойти к их решению, таким образом они приспосабливаются к определенным жизненным или профессиональным ситуациям.

2. Constructivist. В принципе конструктивизма важно обращать внимание студента на то, что он уже знает. Пример, если работа происходит с первокурсниками бакалавриата, выясняем, что можно добавить к их знаниям или как их расширить, какую литературу посоветовать. Работая с первокурсниками магистратуры, выяснить остаточные знания намного сложнее, так как они уже имеют основу. Многие думают, если на курсе используется проблемно-ориентированный подход, то лекции не нужны. Наоборот, они нужны, даже если их совсем маленькое количество, так как они выступают центром сбора информации.

3. Collaborative. Коллаборация является третьим и важным аспектом для студента. Лучше всего научиться чему-то, когда ты пытаешься научить кого-то. Когда студенты работают в маленьких группах друг с другом и зависят от друг друга, информация и знания лучше запоминаются. Помимо того, что в процессе студенты получают новый материал, они еще и учатся коммуникации в команде. Чтобы решить проблему или задачу, в группе происходит дискуссия, каждый участник группы должен пытаться разобраться с проблемой, тогда дискуссия становится более живой, и участники быстрее доходят до решения.

4. Self-regulation. Мы живем в информационном обществе и аспект самоопределения становится особенно важным. Студенты должны сами разобраться, как учиться, уметь правильно распределить время для индивидуальной работы. По сути, у них есть время и задача, чтобы дойти до определенных знаний.

Посмотрим на все вышеперечисленные критерии, PBL, исследовательски-ориентированный, и практико-ориентированный подходы схожи, разница в методах реализации, эффективности и стоимости работы, какие-то будут более или менее затратны с точки зрения работы и подготовки преподавателя.

Основная работа по проблемно-ориентированному подходу выглядит как цепочка. Сначала перед группой ставится небольшая задача или текст, в которых зашифрована проблема. Во время семинара студенты в группах 10-15 человек обсуждают ее с помощью дискуссии. Если количество участников будет меньше, это будет дорого в плане педагогических затрат. В ходе дискуссии студенты должны выделить вопросы или образовательные результаты, которые будут решать в рамках поставленной ситуации, кейса. После обсуждения проблем и вопросов, студентам нужно найти ответы в литературе и различных материалах во время самостоятельной работы, на которую выделяю зачастую больше времени, чем на контактные часы с преподавателем. После этого, они обратно собираются вместе на семинар, где уже присутствует преподаватель, который помогает им в дискуссии, на которой каждый говорит, что нашел по проблеме или вопросу и подводят итоги в виде общих результатов.

В группе есть роль тьютора, который помогает в ходе дискуссии и держит ход размышлений в рамках темы, лидера, секретаря, который записывает идеи на доске. Тьютором должен быть не обязательно человек, который обладает знаниями по теме, он должен уметь эффективно работать с группой и выйти на итоговый результат. Иногда тьютором может выступать студент 3-4 курса бакалавриата для группы первокурсников. С такими студентами заранее проводится инструктаж.

Существует семишаговый подход во время занятий, который применяется в Маастри́хтском университете.

1. Clarification. Этап пояснения содержит вопросы на понимание кейса. Преподаватель выясняет, все ли понятно в тексте, что вызвало сложности в понимании.

2. Problem station. После выяснения всех вопросов из первого этапа, студенты вместе выделяют основную проблему, вопрос, который будет обсуждаться во время всего занятия.

3. Brain storm. После выделения главного вопроса, происходит мозговой штурм, в процессе которого каждый накидывает варианты решения проблемы. Во время мозгового штурма не существует неправильных ответов. Задача лидера группы или тьютора активизировать всех и задействовать их в обсуждение.

4. Cluster, organize. Все мысли и идеи, высказанные в ходе мозгового штурма, секретарь записывает. Все, что зафиксировано, группа начинает структурировать и выделяет важные и неважные аспекты.

5. Learning objectives. Студенты самостоятельно формулируют образовательные вопросы, с которыми они будут работать в индивидуальное время.

6. Individual study. Во время индивидуальной работы студенты читают литературу, ищут ответы на вопросы. Как правило, к каждому вопросу преподаватель помещает определенную литературу. Со временем, когда студенты становятся более ответственными, они могут находить соответствующую и необходимую литературу сами.

7. Discussion. Дискуcсия, во время которой студенты делятся друг с другом ответами, опираясь на источники. Далее каждый из группы старается презентовать ответы на вопросы, которые они сформулировали на первом семинаре. Задача тьютора проконтролировать, чтобы ответы были даны на все вопросы и все аспекты были освещены.

Студенты во время обучения чаще всего фокусируются на конечном результате — экзамену по курсу, это становится самым важны и всем, о чем они думают. Преподаватель больше фокусируются на том, как студент отвечает на вопросы, как это будет его развивать в его дальнейшей жизни. Идеальный треугольник работы по PBL, соответствие того, как преподавать, стратегий преподавания, которые использует преподаватель с образовательными задачами студента и оценкой.

У каждого курса есть своя группа планирования, которая разбирает, какие образовательные задачи будут решаться, какие методы использоваться и какие формы оценки применяться. Таким образом создается дизайн любого курса или программы. Важно, чтобы группа планирования курса была междисциплинарная, в нее не должны входить лишь сотрудники одной кафедры, каждый из участников группы планирования будет добавлять знания из разных областей.

Выбор проблемы для начала работы зависит от предмета, того, какие знания преподаватель хочет донести, чему он хочет научить своих студентов. От этого зависит и какой будет дизайн кейса. Несколько путей работы, это научить студентов, как получить знания, стратегия решения проблем, другая, как объяснять проблемы и уметь их пересказывать.

Тип кейсов, которые применяются со студентами на первых курсах, это проблемы, связанные с обсуждением феномена предмета, какие-либо основные принципы, механизмы, понятийная проблема. Проблемы могут быть разные, разные по степени сложности, по объему, многое зависит от обстоятельств и курса, с которым работает преподаватель.

Стратегические проблемы помогают студентам с мотивацией, работая с ними они могут почувствовать себя в роли профессионалов. Такие проблемы предполагают, что студенты придут уже с наличием знаний для полноценной картины происходящего.

Fact finding, простые проблемы, которые помогут студентам просто нужно найти определенные факты, знания по теме. Некоторые кейсы нужны, как основа, которая позволяет получить студенту фундаментальные знания, с которыми им будет легче продвигаться по курсу. Такой тип проблем дается в самом начале курса или чтобы освежить память студентам, если они уже прошли какие-то курсы по теме.

Еще один тип проблемы, те, которые будут использоваться по окончанию курса. Например, решение проблемы с точки зрения, как ее можно применить в ситуации из реальной жизни или в следующих курсах. Во время последнего занятия за курс можно использовать проблемы, которые содержат всеобъемлющую задачу, затрагивающую все темы, обсуждаемые студентами или находящие связь между разными проблемами. Также студентам можно задать дилемму для решения этических проблем. Такие проблемы больше работают на освоение критического мышления и затрагивают социальные и этические особенности общества.

Инструкции по написанию кейса. В первую очередь важно его название, главное, чтобы оно было понятное и не сложное. Важно иметь в виду интересы студентов и искать интересные проблемы для рассмотрения именно в студенческом контексте. Также проблемы можно приводить из профессионального или рабочего опыта. Основополагающим кейса должны быть знания, чтобы дискуссия пошла и не была пустой.

Данная образовательная технология уже используется в российской системе образования, в том числе и в Томском государственном университете. Выделяют несколько проблем в практике ее использования. Первой такой проблемой является неготовность студентов, находящихся в рамках традиционного обучения, переключатся на один или несколько курсов, работающих по PBL. В Маастри́хтском университете обучение делится на этапы по 7-8 недель, в течении этого времени студент изучает лишь 2 курса, контактным часам с преподавателем и семинарам отводится всего 12 часов в неделю, по всем курсам. Так, у студента уменьшается нагрузка и он спокойно может заниматься по теме в индивидуальное время. В нашей же системе помимо большой нагрузки в университете, самостоятельной работе отводится также много времени, поэтому студенту весьма сложно перестраиваться.

Другой проблемой является низкая мотивация в таком виде обучения. Когда преподаватель предоставляет студенту свободу почти во всем, он этим незамедлительно пользуется, следствием этого поведения может являться отсутствие студента на контактных часах и невыполнение заданий в индивидуально время.

Несмотря на проблемы, данная технология, метод весьма актуален и необходим для реформирующейся системы российского образования. Он дает возможность студентам проявить свою самоорганизованность, самодисциплину, формирует необходимые на рынке труда soft skills такие как, навыки работы в команде, коммуникации. На курсах по PBL студент может попробовать себя в роли специалиста, прийти к осознанию всех аспектов дальнейшей профессии. На ряду с практикой вуза, этот метод можно применять для профориентации абитуриентов на базе старших классов.