Scroll to top

Мастер-класс «Проектное обучение: онлайн-технологии организации и сопровождения (на базе LMS Moodle)»

29 октября 2018 года в рамках Фестиваля «Лучшие образовательные практики ТГУ» 2018 состоялся мастер-класс Велединской Светланы Борисовны «Проектное обучение: онлайн-технологии организации и сопровождения (на базе LMS Moodle)». Мастер-класс посетил 21 участник из различных подразделений ТГУ

На мастер-классе подробно раскрывалась тема проектного обучения, как организовать онлайн сопровождение проектов на примере Сибирского федерального университета в Красноярске.

В процессе теоретической части обсуждались вопросы по актуальности, организации и сопровождению проектного обучения. При постановке вопросов был использован инновационный метод обратной связи, система KAHOOT. Суть данной платформы состоит в том, что ведущий создает «игру», в которую подключаются все, у кого есть смартфоны и интернет. В этой игре все отвечают на вопросы, после чего в режиме реального времени сразу предоставляется статистика по ответам.

Проектное обучение – это активное обучение, в котором необходимо сочетать онлайн и офлайн деятельность, проектные и организационные функции, разные виды обучения (индивидуальное, совместное и групповое).

Использование LMS Moodle позволяет осуществлять взаимодействие даже при полностью удаленном режиме работы. Так, Светлана Борисовна смогла сопровождать проекты в Сибирском федеральном университете в рамках своего проекта: «Уходим в облака: веб-сервисы в работе преподавателя». Целью проекта являлось формирование представлений о возможностях использования интернет-инструментов и сервисов для решения различных задач в преподавании дисциплин.  К задачам проекта относятся: работа в скринкаст, устная защита в аудитории, взаимное оценивание проектов группами, рефлексия о ходе проекта-онлайн (обсуждение и выводы), группы по направлению дисциплины, сервисы командной работы. Результат: презентация от каждой проектной группы об интернет-сервисах, рекомендуемых для использования в преподавании и обучении по конкретным дисциплинам. Всего в проекте приняли участия 90 преподавателей. В начале проекта один день организаторы уделили время на установочное занятие по программе. Далее уже в течении 30 дней каждая группа самостоятельна работа онлайн.

Также во время мастер-класса обсуждалось сопровождения проекта в LMS Moodle. Роль преподавателей в проектном обучении онлайн заключается в сопровождении и поддержке проектов. Платформа LMS позволяет наглядно оформить онлайн курс и многократно использовать его в своем опыте. В Moodle были представлены такие материалы, как: инструкция по выполнению проекта, распределение ролей, технические задания, требования к результату, требования к защите.

Есть проблемы, с которыми могут столкнуться преподаватели при организации проектного обучения в онлайн формате. Например, что студенты не смогут работать самостоятельно в проекте. Принципиально важным считается, чтобы в проекте у всех была зона индивидуальной работы, ответственности. Помимо индивидуальной, есть и зона социальной ответственности, где каждый участвует подбирает материал, тестирует сервис, который выбрал для разбора, каждый формирует свою часть, над которой работает, в итоговый групповой проект. Социальные роли в проекте нужно выполнять для того, чтобы проект двинулся с мертвой точки.

Светлана Борисовна поделилась с участниками мастер-класса своей матрицей ролей, в которой есть, например, руководитель проекта, тайм-менеджер, редактор, администратор, оформитель, докладчик. В такой команде необходимо учесть взаимозаменяемость ролей, в случае некомплектности группы. Матрица представлена на команду из 6 человек, некоторые роли может выполнять один человек или разделять несколько человек, в зависимости от ситуации и количества человек в проектной группе. Распределить роли может преподаватель, но только в том случае, если он хорошо знает своих студентов, их возможности и интересы в рамках курса, изучаемой дисциплины или в учебном процессе. Формирование команд может происходить в рамках аудиторных занятий – офлайн, так и онлайн, что намного сложнее.

Далее в Moodle создаются форумы для каждой группы отдельно, общий и итоговый для представления своих презентаций. Участники команды сами решают, как будут работать и в каком формате, на каком этапе кто будет подключаться. Как правило сначала реализуется этап самостоятельной работы, затем результаты публикуются на форумах команд, далее все идеи обсуждаются, формируются в единое целое и защищаются.

Задачей преподавателей быть гидом, сопровождать команды, отвечать на вопросы, советовать лучшие способы работы, предоставлять литературу и полезные источники, а также многое другое.

Естественно, данная образовательная технология необходима в настоящее время для системы образования, в отдельности и преподавателям, и студентам. В отношении преподавателей – это отличный инструмент работы со студентами в рамках своих курсов, проектов, дисциплин. Сложностью является то, что практически отсутствуют обучающие уроки по работе в Moodle. Так как большинство преподавателей не умеют работать в данном пространстве у них отсутствует и желание.

По отношению к студентам, это прежде всего удобство. Так как большинство курсов сейчас переносится в онлайн пространство, студенту делегируется большая ответственность, самостоятельность в действиях, ему дается самоконтроль при выполнении заданий. В LMS Moodle на данный момент существует множество возможностей. Здесь есть элементы для самоконтроля и коммуникации. Здесь можно посмотреть и изучить материалы, лекции или записаться на дополнительные курсы вне рамок своей образовательной программы. Это дает шанс студенту в участии в своем образовании. Но до сих пор остается проблема, преподавателей принуждают переносить свои курсы в интернет-пространство, от этого интерес к подобному ресурсу снижается, а студентам остается недостаточная заполненность программ, технические неполадки, разрывы в коммуникациях.