Scroll to top

Мастер-класс «Как быть современным преподавателем: путь к профессионализации»

12 ноября 2018 года в рамках Фестиваля «Лучшие образовательные практики ТГУ» 2018 состоялся мастер-класс Зильберман Надежды Николаевны «Как быть современным преподавателем: путь к профессионализации». Мастер-класс посетило 13 участников из различных подразделений ТГУ

Мастер-класс был направлен на обсуждение сложившейся ситуации в сфере преподавания и современных веяниях в образовании и поведении молодежи. В ходе обучающего семинара были затронуты вопросы: что волнует молодых и более опытных педагогов, изменившийся мир и где теперь место преподавателей?

Свою популярность обретают массовые онлайн-курсы, где множество преподавателей могут дать больше знаний и эффективнее их донести до целевой аудитории. В современном мире студенты заменяют преподавателей Интернет пространством. Помимо развлекательного контента студенты просматривают различные образовательные и познавательные каналы, многие считают Youtube более эффективным и легкодоступным источником.

В настоящее время перед сферой образования существует несколько проблем. Преподавателю все сложнее конкурировать с миром электронного обучения, особенно, когда встает вопрос про искусственный интеллект, который в скором времени будет помогать студенту во всем, например, выстраивать его индивидуальную образовательную траекторию и помогать в обучении, заменяя тьюторов.

Все чаще у студентов появляется желание и интерес к корпоративным университетам. Понижается заинтересованность к классическим вузам из-за меняющихся с каждым годом тенденций в образовании. В корпоративных университетах молодежь видит конечную цель их обучения и дальнейший профессиональный рост. В образовании появился феномен смещения кризиса 3 курса на 2 курс. Первый курс проходит в состоянии аффекта, восторга. На втором курсе преподавателю становится вполне заметно, как студенты теряют смысл и мотивацию к обучению, особенно, когда они идут учиться неосознанно, что случается в 90% случаев. Кроме того, на рынке труда и в бизнес структуре на данный момент легко стать успешным и без получения высшего образования. Таким образом, успех противопоставляется образованию.

Преподавателям становятся видны некоторые тенденции в поведении молодых людей. Для современных студентов характерно отрицание текста, текстовых заданий и все, что с ними связано. Им очень сложно в большом потоке кратких сообщений и ярких заголовков переключатся на работу с большими текстами статей или учебников. К счастью, студентов еще можно увлечь видео-контентом. Прочитав текст, все реже студенты могут его пересказать, а просмотр видео заинтересовывает и вовлекает молодежь. Преподаватели переносят свои лекции и курсы в видео формат. Также студентов можно отправить на изучение видео материалов массовых онлайн-курсов или обучающих платформ. Для этого преподавателям приходится постоянно просматривать и находить подходящий контент по своему курсу.

Практическая составляющая, которую обеспечивает университет, становится наиболее весомым фактором при поступлении. Практикоориентированность обучения набирает свою актуальность, поэтому в своих курсах преподаватели прибегают сначала к практике, а потом теоретически обосновывают ошибки, успехи в работе. Когда студенты сначала пробуют изобрести велосипед, ничего не понимая в теории, после получения отрицательного результата, мотивация к знаниям инструкций повышается.

Если преподаваемый курс не попадает под траекторию студента, никакие уговоры про системное мышление не срабатывают. Для современного студента курсы делятся на важные и неважные, нужные и ненужные. Те, которые не нужны, они обходят стороной, не вникая в процесс изучения.

Групповые задания для молодежи — большая боль и тяжелый труд, который приобретает негативную окраску, особенно когда затягивается на несколько недель или месяцев. В группе происходят крупные ссоры, и преподаватель становится полноценным психологом по разрешению межличностных конфликтов. Но весь бизнес сейчас выстроен на работе в команде и работодатели требуют этот навык от выпускников вуза.

Общение с преподавателем переходит от официальных методов (общение по почте или индивидуальных встреч) на общение в социальных сетях и мессенджерах (Вконтакте, WhatsApp). В большинстве случаев, избегая текстов и сложностей, студенты записывают голосовые или иконические сообщения. Это неизбежные нововведения, поэтому преподаватель может это поощрять, но стоит помнить, что общение должно происходить осторожно, так как многие не видят грань.

Время перестает быть ценным ресурсом. Остается мало студентов, которые могут вовремя прийти на пару или вовремя сделать и прислать задание. У студентов много планов, деятельности и очень сильные амбиции. Это поддерживают в них множество возможностей, конкурсов на повышенные стипендии, направленных на выявление лидерских качеств.

Global Education Futures — международная платформа, объединяющая лидеров глобального образования. Эксперты GEF обсуждают направления развития новых моделей образования в мире и сопровождают превращение традиционных систем в образовательные экосистемы. В 2018 году выделяются такие мегатренды:

  1. Цифровизация: в эпоху тотальной цифровизации человечество будет окружено данными.
  2. Автоматизация: современную эпоху можно считать следующей промышленной революцией, все будет контролировать искусственный интеллект, который будет присутствовать во всех сферах жизни человека, в особенности в сфере образования.
  3. Демографические изменения: увеличение продолжительности жизни, снижение рождаемости, разнообразие глобальных культурных потребностей, межпоколенческое изменение лидерства. Это приведет к драматическому изменению социальных целей образования. Будет снижаться количество молодого населения и увеличиваться старшее.
  4. Трансформация социальных институтов. Все социальные институты должны эволюционировать для работы с вызовами и возможностями наступающего VUCA-мира (волантильного, неопределенного, сложного и неоднозначного).

Также подробнее останавливаются на базовых навыках XXI века:

  1. Концентрация и управление вниманием. Необходимы, чтобы справляться с информационной перегрузкой, управлять сложной техникой. Вскоре будет появляться индивидуальная реклама, которая будет знать кто вы и составлять для вас специальное уникальное предложение;
  2. Эмоциональная грамотность. Аффективная область приобретает все большую значимость в работе. Понимание своих эмоций и эмпатия помогут сохранить и сконструировать свою идентичность и взаимодействовать с другими;
  3. Цифровая грамотность. Если не умеете работать с технологиями, вам не выжить.
  4. Творчество, креативность. Необходимо мыслить нестандартно и создавать новое. Этого пока не умеет делать искусственный интеллект, поэтому это очень важные навыки в современном мире.
  5. Способность к самообучению.
  6. Экологическое мышление. Понимание того, что весь мир един и любое наше действие будет иметь социальное значение;
  7. Кросскультурность. Скоро переводчики уже станут голосовыми. Нам не придется изучать языки и другие культуры, в особенности понимать их ценности.

Помимо представленных навыков, на замену старой схеме hard и soft skills была представлена новая система навыков. Такая система подразделяется на три составляющих: контекстные навыки, кроссконтекстные и экзистенциальные. К контекстным относят профессиональные, физические или социальные навыки. К кроссконтекстным: навыки, которые можно применять в более широких сферах социальной или личной деятельности. К экзистенциальным: навыки, которые можно универсально применять на протяжении всей жизни и в различных жизненных контекстах личности.

Так что же нужно преподавателю сейчас, чтобы уметь вовлекать студентов в обучение и стараться сделать все возможное, чтобы они обрели нужные в современном мире навыки? Естественно, учиться, учиться и еще раз учиться.  Сейчас все обучение переносится на массовые онлайн-курсы, здесь преподаватели могут найти для себя новые практические или теоретические моменты. В интернет пространстве количество образовательных платформ увеличивается с каждым днем. Особенно популярны среди студентов и преподавателей такие, как, Coursera, Stepik, edX, курсы от Яндекс, TED, мультфильмы TED ED, Arzamas, Постнаука, Brain.

Помимо получения новых навыков, преподавателю необходимо совершенствоваться и учитывать особенности молодежи на каждой проводимой лекции или семинаре. Прежде всего современным студентам необходимо давать выбор в любом варианте. Современные студенты не умеют и не хотят выбирать. Преподаватель должен заставлять делать выбор, тогда студенты могут ощущать свое участие в образовании и не смогут переложить ответственность на кого-либо еще. Например, вы можете предложить несколько видов работы, очные встречи или работа в Moodle. Главное для преподавателя — четко отслеживать последствия такого выбора. Со временем к последующим выборам студенты относятся более осознанно.

Гаджеты являются большой проблемой для многих опытных и молодых преподавателей и каждый борется с ними по-своему. Так как каждый неотрывно связан с ним, преподавателю нужно правильно и вовремя вовлекать их в работу. Можно дать задание на поиск информации, на нахождение правильного ответа или интересных, полезных фактов.

Для молодого поколения очень важна визуальная составляющая, поэтому преподавателю необходимо быть в курсе медиакультуры. Молодежь будет заинтересована больше, если преподавателю удастся приводить примеры из популярных фильмов или сериалов.

Выступающий отметил несколько практических вещей, проверенных опытом. Например, оценка в баллах работает, но не дает достигать поставленных целей; в работе нужно делать больше интерактивности; геймификация необходима, но не стоит ей злоупотреблять; как уже отмечалось, групповая работа – боль для студентов, но она определенно преодолима и важна; итоговым заданием лучше делать творческую работу, а не тестовые задания.

Таким образом, мастер-класс смог дать участникам экскурс по современному состоянию рынка труда, сферы преподавания, тенденциям поведения молодежи, советам, как сделать свои лекции или семинары более эффективными. Практические советы и их теоретические обоснования будут полезны всем преподавателям, которые столкнулись с ускоренными темпами развития системы образования. Как можно заметить такие мастер-классы важны, так как система незамедлительно меняется, а организация классических вузов, их структурные подразделения и сотрудники работают по-прежнему.

Такой семинар был полезен не только преподавателям в развитии их профессиональной деятельности, но и студентам, которым важно понять свое место в системе образования. По итогам семинара студентам было бы понятно, какие навыки сейчас востребованы на рынке труда, что от них будут требовать и ждать. Важно, что студенты становились партнерами, а не потребителями и не заказчиками образования. Это помогло бы им не зацикливаться на устаревших стереотипах, а превратить обучение в университете в полезный ресурс с множеством возможностей для саморазвития и практики.