Scroll to top

Мастер-класс «Геймифиация в образовании»

19 ноября 2018 года в рамках Фестиваля «Лучшие образовательные практики ТГУ» 2018 состоялся мастер-класс Жаната Абдыкерова «Геймифиация в образовании». Мастер-класс посетило 15 участников из различных подразделений ТГУ

Современное образование уже не может обойтись без игровых технологий. Текстовый, аудио и даже видеоконтент, из которого состоит большинство современных онлайн-курсов, студентам быстро приедается. На данном мастер-классе участники ознакомились с понятием и структурой игры, основными механиками и мотиваций к игре и попробовали на себе один из видов игровой технологии.

Что же такое игра и почему это актуальный тренд в современной системе образования? Московские компании «Солинг» и «Метавер» инициируют большое количество реформ в образовательной сфере. 

Как известно, цивилизация развивается ступенчато, на данном этапе мир находится в стадии фазового перехода от индустриального к постиндустриальному обществу. Но никто не знает, что есть постиндустриальное, какие его характеристики и особенности. Многие считают, что основой преобразования общества должна стать система образования. На данной ступени развития общества пытаются предпринять реформы, но все-таки делают ставки на игровые технологии, которые рядом критериев отвечают на запрос изменений. 

Игра — что это такое? Существует разделение игры, как playing и game. Игра (playing) — это свободный вид деятельности, который подчиняется правилам, ограничена временем и пространством.

Рассмотрим, что общего в играх, например, в лото и прятках?

1. Правила;

2.Ресурсы;

3. Процессы — набор действий, который мы совершаем; 

4. Неясность результата — если заранее известен результат, играть не интересно. Игровой баланс — одно из требований к «честности» правил. Теория игр — математический метод изучения оптимальных стратегий в играх, позволяет выстраивать математические модели и предугадывать результат игр.

5. Игровая механика — способы взаимодействия человека с игрой, соперничество, сотрудничество;

6. Сюжет и роли.

Мотивационная сфера человека содержит 8 факторов, которые делятся на белые, серые и черные – октализ. Октализ — это анализ схемы восьми основных факторов мотивации человека, которые легли в основу «персонализированной» игрофикации.

К белым относят:

1. Достижение (развитие) – человек должен четко понимать и видеть результаты своей деятельности, получать за неё какие-то бонусы: очки, баллы, статус, повышение уровня. 

2. Лидерство – когда создается ситуация успеха, человек может решать задачи и преодолевать трудности более сложные с каждым разом.

3. Раскрытие творческого потенциала (самосовершенствование) – на данном этапе преподавателю или тому, кто проводит игру важно понимать аудиторию, с которой играете. Игра — это задача, которая находится в зоне ближайшего развития, именно в этой зоне человек может раскрывать свой потенциал.

К группе серых факторов относятся:

1. Я — собственник (чувство владения и накопления) – чувство человека, что он чем-то владеет и может это контролировать. Когда у человека есть какой-либо ресурс, даже виртуальный, он инстинктивно пытается увеличить или улучшить его.

2. Социальное давление (дружба, конкуренция) – социальные элементы, включающие перенос реальных социальных связей в игру. Это могут быть: конкуренция, наставничество или чувство принадлежности к команде, когда от твоих действий зависит командные достижения. 

В последнюю черную группу входят:

1. Ограниченность ресурсов (нетерпеливость) – желание обладать редким ресурсом, чем реже ресурс, тем он более ценен.

2. Тайна, сюрприз, любопытство — характерно для игр с непредсказуемым сюжетом. Любопытство дает человеку мотивацию двигаться дальше в игре и узнавать, что будет дальше. 

3. Избегание негатива – все люди пытаются избегать негативные эмоции, иногда это проявляется в необходимости действовать немедленно из-за страха потерять что-то или возможность воспользоваться чем-то.

В образовательных играх, меняется только цель. Здесь игра выступает не только свободным видом деятельности, но и формирует навыки, умения, предоставляет информацию и передает знания. Главное для педагога, чтобы учащийся в ходе игрового процесса смог сформировать какие-либо навыки, компетенции, в рамках изучаемого курса или урока. 

Ведущий мастер-класса подвел итог мастер-класса игропрактикой, где в игре «Киевская Русь» смогли принять участие все присутствующие на мастер-классе. 15 человек разделились на три группы: варяги, киевляне и новгородцы. У каждой группы были карточки с цитатами, которые они должны были озвучивать, не изменяя линии повествования в рассказанной ведущим истории. Для того, чтобы победить, команде нужно было использовать как можно больше карточек. Такой игрой педагог может актуализировать тему прошлого урока или лекции, провести оценку остаточных знаний, а также применить до занятия, чтобы вызвать интерес к теме, которая будет изучаться далее.

Никто так и не может доказать в настоящее время, что применение игровых технологий в педагогике может повышать качество образования. Зачастую простые и классические формы работы с аудиторией оказывают большее влияние на качество образование, чем игра. 

Как уже было отмечено ранее, игровые технологии необычный формат для преподавателя, в отличии от стандартных форм работы с аудиторией. Игры в современном мире окружают молодежь во всех сферах жизни общества. Именно поэтому педагогу так важно применять их в своей профессиональной деятель. Это позволяет преподавателю не только разнообразить обычные лекции и семинары, но и донести до студентов нужные знания или помочь легко освоить какой-либо навык.

В высшем образовании наиболее популярные формы игровых технологий – деловые (например, управленческие бои или дебаты) и ролевые игры. Игровые технологии также применяются на тренингах командообразования, самоэффективности, которые проходят со студентами первых курсов. Они помогают студентам не только обрести знания или компетенции, но и получить навыки проведения игровых технологий, чтобы использовать их в своей дальнейшей профессиональной деятельности.